Устройство и работа радиостанции

Полые сведение на тему: "Устройство и работа радиостанции" с подробным описанием понятным языком. Если у вас возникли вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Что такое радиостанция (рация)?

Радиостанция (рация): принцип работы

В широком смысле радиостанция обозначает техническое устройство или комплекс устройств, которые производят обмен данными посредством радиоволн. Как видно из определения радиостанцией можно назвать довольно большой круг приборов. В данной статье мы затронем непосредственно сухопутное приемопередающее оборудование.

Радиостанция (рация) состоит из двух основных элементов: приемника и передатчика, которые имеют общие узлы. Для лучшего понимания принципа работы рации, рассмотрим более подробно данные элементы.

Приемник радиостанции отвечает за преобразование радиочастотных сигналов в привычные для человеческого слуха акустические колебания. Современная радиостанция использует двойное преобразование частот, с помощью которого улучшается качество воспроизводимого голоса. Сначала принимаем сигнал (С) отфильтровывается и усиливается, далее происходит понижение по частоте и перевод С на специальный дешифратор, который вычленяет из всего потока информационную составляющую. Затем происходит еще одно усиление и вывод уже обработанных звуковых данных на динамик. Это довольно общая схема работы приемника, которая доступным языком объясняет принцип и особенности его функционирования.

Передатчик рации выполняет диаметрально противоположные действия: преобразует данные (чаще всего это голос, но могут быть и текстовые сообщения) и отправляет его с помощью радиоволн к другому абоненту. Приблизительно этот процесс можно описать так: передаваемая информация наслаивается на выбранную частоту и передается посредством антенны в эфир. Строение приемника и передатчика схоже, поэтому здесь мы рассмотрим только один узел, имеющий принципиальное различие. Если приемник при своей работе задействует дешифратор, то передатчик – модулятор. Модулятор преобразует голосовую информацию в радиосигнал по определенным правилам.

Радиостанция (рация) получила широкое распространение в годы Второй мировой войны, когда необходимость в оперативной связи на дальних расстояниях возросла в геометрической прогрессии. К слову, стационарная радиостанция уже использовалась в то время, однако она была довольно громоздкой. А вот в военные годы появилась первая портативная радиостанция (рация). Ее спроектировали инженеры фирмы Motorola. И хотя она и называлась носимой, от современных раций ее разделяет огромная пропасть различных модификаций и изменений.

Радиостанция (рация): классификация

Сухопутная радиостанция (рация) имеет множество различных классификаций, основным из них мы уделим должное внимание.

  • портативная радиостанция – удобная рация, помещающаяся в руку, которую можно легко переносить на довольно большие расстояния;
  • автомобильная рация– не предназначена для транспортировки, часто выступает как базовая станция.

По типу пользователя:

  • профессиональная радиостанция– создана для постоянного использования в определенной сфере; наиболее важными характеристиками является емкость АКБ, удобство и простота использования, минимальный набор необходимых функций, программирование с ПК;
  • любительская рация – призвана сопровождать охотников или туристов в их походах; пользователь может самостоятельно программировать рацию в зависимости от конкретных нужд.

По принципу работы:

  • аналоговая радиостанция – использует в своей работе принцип частотной модуляции; такая рация – классика жанра, преимущественно рынок радиосвязи наполнен именно аналоговыми моделями;
  • цифровая рация – кодирует сигнал с помощью двух цифр: 0 и1; она позволяет вести несколько бесед на одном канале, а также предоставляет внушительный набор дополнительных функций, включая отправку SMS.

По способу защиты:

  • взрывозащищенная радиостанция — оболочка такой рации имеет повышенную защиту, что позволяет использовать ее во взрывоопасных условиях, например в шахтах.

Также все рации имеют различные степени защиты от пыли и влаги. Так, некоторые радиостанции могут исправно функционировать даже после длительного погружения под воду.

Радиостанция (рация): частоты

Каждая сухопутная радиостанция (рация) работает в определенном диапазоне частот (ДЧ). Условно все частоты можно разделить на 2 большие категории: безлицензионные (не требуют регистрации рации и разрешают свободное пользование) и лицензионные (требуют получение специальной лицензии). Основные рабочие частоты (Ч) современных раций.

CB (27 МГц) – гражданские частоты. Радиостанция (рация), работающая на данной Ч, с выходной мощностью до 10 Вт не требует регистрации или лицензирования (на территории РФ). Часто используются дальнобойщиками или таксопарками.

UHF (400 — 520 МГц) – городской диапазон, поэтому если вы хотите общаться по рации в городе и территориальный разброс абонентов небольшой, то лучше использовать именно эти Ч. На открытой местности приемпередача существенно ухудшаются, так как радиоволнам сложно преодолевать естественные природные барьеры (леса, крутые рельефы и прочее).

LPD (433,075-434,775 МГц) – безлицензионный диапазон для маломощных радиостанций.

PMR (446,000 — 446,100 МГц) – еще один частотный диапазон, не требующий лицензии, широко распространен в Европе. Отличительной особенностью является применение на открытой местности, поскольку волны практически не способны огибать препятствия. Радиостанция (рация), работающая в частотах PMR не должна иметь мощность более 0,5Вт. Это наиболее популярный диапазон, использующийся для повседневного активного общения.

VHF (136 — 174 МГц) – наиболее универсальный диапазон, так как одновременно хорошо работает и на открытой местности, и в условиях плотной городской застройки.

Радиостанция (рация): как выбрать

Для начала пользователь должен определиться со сферой применения рации и основными задачами, которые она должна решать. Например, если вы хотите отправиться на рыбалку и просто переговариваться со своими товарищами, находящимися на противоположном берегу, то вам совершенно необязателен расширенный функционал или получение лицензии.

В то же время шахтерам, трудящимся во взрывоопасных условиях, будет крайне необходима такая особенность, как искробезопасность радиостанции.

Как только пользователь определился с задачами, он может приступать к выбору радиостанции. Основные характеристики, на которые стоит обращать внимание:

  • Частотный диапазон
  • Выходная мощность
  • Дальность работы
  • Время работы без подзарядки (емкость АКБ)
  • Размер

Прочие характеристические особенности рации являются второстепенными.

Источник: http://landcomm.ru/dokumentacija/11719/

Что такое стационарная радиостанция?

Радиостанция – это устройство (или комплекс устройств, если это крупное наземное сооружение), необходимое для приема и передачи радиоволн. В настоящее время на рынке широко распространены портативные и стационарные радиостанции. О последних и пойдет речь в этой статье.

Читайте так же:  Задолженность банку ренессанс кредит

Стационарная радиостанция, или по-другому бортовая, это устройство, предназначенное для установки в первую очередь на транспортных средствах или на других движущихся объектах. Существуют автомобильные, авиационные, морские и речные бортовые стационарные радиостанции. Мы поговорим в большей степени о бортовых автомобильных радиостанциях, которые часто называются просто стационарными.

Стационарные рации сильно отличаются от своих портативных аналогов не только внешним видом, но и некоторыми функциональными возможностями. При выборе рации необходимо обратить внимание на ее ключевые характеристики, при грамотном подходе радиостанция прослужит долго и не подведет в пути.

Ключевые характеристики стационарной радиостанции

Мощность и усилители мощности

От мощности рации зависит самая главная ее характеристика – дальность действия. Чем выше мощность устройства, тем соответственно она выше. Стационарные радиостанции отличаются хорошей мощностью, что необходимо в пути будь то суша, море или воздух. Качественная бортовая автомобильная рация, например, покрывает расстояние в пару десятков километров. Существуют специальные усилители мощности для увеличения дальности связи. При выборе усилителя стоит помнить о том, что усиливается только передача сигнала, на прием устройство будет работать без изменений. Для значительного увеличения дальности сигнала рекомендуется ставить усилители мощностью от 100 до 200 Ватт. Однако даже при большой мощности радиостанция может покрывать расстояние только в 1 км, так как многое зависит и от антенны.

Антенна

Антенна или АФУ (антенно-фидерное устройство) отвечает в большей степени за стабильность передачи сигнала, немного в меньшей степени за дальность покрытия. Иногда даже разумнее тщательно выбрать антенну, чем увеличивать мощность радиостанции.

Параметр, на который в первую очередь необходимо обращать внимание при выборе АФУ, это КСВ (Коэффициент Стоячей Волны). Этот показатель определяет степень согласования элементов антенно-фидерного устройства. Небольшая часть сигнала отражается и попадает обратно в передатчик, чем выше количество вернувшейся энергии, тем хуже работает радиостанция на передачу данных. Приемлемым значением является КСВ не более 1.5.

Важно: продумайте местоположение антенны на вашем транспортном средстве.

Диапазон радиостанции и зона покрытия

Стационарные радиостанции работают в CB, или Си-би – гражданском диапазоне радиосвязи. Возможности применения рации, работающей в этом диапазоне достаточно широки, но в основном устанавливаются в автотранспорте и маломерных судах. Частоты CB начинаются с 26.965 МГц и идут с шагом частоты в 10 КГц. Если вы приобретаете Си-Би радиостанцию, то у вас появится возможность связи с экстренными службами по специально зарезервированному каналу 9C.

Дальность покрытия радиостанции зависит от множества факторов, так, мы уже рассмотрели мощность, усилители и антенны, но не стоит забывать о ландшафте местности. Зона покрытия на воде значительно возрастает благодаря отсутствию препятствий, что не скажешь о густом лесе или горном перевале.

Примерная дальность радиосвязи:

  • Базовая радиостанция – Стационарная радиостанция – 15-40 км
  • Стационарная радиостанция – Стационарная радиостанция – 5-15 км
  • Стационарная радиостанция – Портативная радиостанция – 2-7 км

Важно помнить, что в эфире могут появляться помехи, не зависящие от характеристик и состояния устройства. Убедитесь, что вы не находитесь рядом с территорией режимного объекта или военной базой.

Установка стационарной радиостанции

При установке стационарной радиостанции необходимо помнить о том, что рация не должна нагреваться, поэтому важно обеспечить хорошую вентиляцию задней панели устройства. Подключая питание, прежде всего, нужно обесточить электросистему, только после этого начать монтаж. Устанавливая антенну, следует выбрать наивысшую точку транспортного средства, после этого требуется настроить АФУ и убедиться в правильности его работы.

На рынке стационарных бортовых радиостанций выделяются компании, давно зарекомендовавшие себя как производители надежных и удобных в эксплуатации устройств, такие как Бизон, Vertex Standard, Hytera, Icom, Kenwood, Midland, Yaesu, Vector и многие другие.

Обратившись в компанию «Маринэк» вы можете быть уверены, что вам подберут устройство, соответствующее вашим желаниям и целям эксплуатации. В каталоге Интернет-магазина «Маринэк» представлены наиболее популярные и надежные в использовании стационарные радиостанции.


Источник: http://landcomm.ru/dokumentacija/11831/

Устройство и принцип работы радиостанций

Радиоста́нция — устройство, комплекс устройств или система инженерных сооружений и радиоэлектронных приборов, предназначенное для приёма и/или передачи радиоволн. Состоит из передатчика (для формирования радиочастотного сигнала), приемника (устройство для приёма электромагнитных волн радиодиапазона), устройства преобразования информации, антенно-фидерное устройство (для излучения или приёма электромагнитных волн), источника питания.

Передача происходит следующим образом: на передающей стороне формируется сигнал с требуемыми характеристиками (частота и амплитуда сигнала). Далее передаваемый сигнал модулирует более высокочастотное колебание (несущее). Полученный модулированный сигнал излучается антенной в пространство. На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в антенне, после чего он демодулируется (детектируется) и фильтруется ФНЧ (избавляясь тем самым от высокочастотной составляющей— несущей). Полученный модулированный сигнал излучается антенной в пространство.

На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в антенне, после чего он демодулируется (детектируется) и фильтруется ФНЧ (избавляясь тем самым от высокочастотной составляющей— несущей). ). Таким образом, происходит извлечение полезного сигнала. Получаемый сигнал может несколько отличаться от передаваемого передатчиком (искажения вследствие помех и наводок)..

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10731 — | 8054 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_88749_ustroystvo-i-printsip-raboti-radiostantsiy.html

Факты о радио: история, теория, принцип работы

Кто-то мечтает о новом айфоне, кто-то о машине, а кто-то о наборе деталей и новом динамике для своего радио. не так давно были времена, когда пределом мечтаний золотой молодежи был обычный транзисторный радиоприемник.

Радио было верным спутником человека весь 20-й век. Знаменитые объявления от советского информбюро, первые музыкальные передачи, настоящий прорыв в передаче информации, революция в СМИ – все это радио.

Читайте так же:  Гк долговое обязательство

All we hear is radio Ga-Ga. В сегодняшней статье разберемся с тем, что такое радио и как оно работает.

Знаменитое “радио Га-га” из песни группы Queen – не что иное, как детский лепет сына барабанщика группы. Роджер Тейлор услышал, как ребенок бормочет и коверкает слова, а потом решил, что из этого может получиться неплохой припев для песни.

Когда-то радио было круче, чем интернет – факт. Еще один факт – без радио не будет никакого интернета. Пусть приемники слушают не так часто, радио-технологии активно развиваются и используются в спутниковой связи, телевидении, мобильных телефонах, рациях, медицинских приборах… Короче, везде.

Суть радио в самом широком смысле:

Радио — способ беспроводной передачи данных, при котором в качестве носителя информации используется радиоволна.

Давайте же узнаем, как эта штука работает, и кто это придумал.

Попов, Маркони, Тесла?

Кем впервые была открыта радиосвязь? Говорить о конкретном изобретателе радио в принципе неправильно, так как слишком много людей в разное время сделали свой вклад в развитие этой технологии. Здесь и Томас Эдисон, и Никола Тесла, и Александр Попов, и Гульельмо Маркони, и многие другие.

Интересно, что во многих странах есть свой изобретатель радио. Споры о том, кто был первым, велись долго, и на то было много причин.

В России традиционно считалось, что радио изобрел Александр Попов. Да, Попов проводил успешные эксперименты в области передачи данных начиная с 1895 года , однако его изобретение было сильно усовершенствовано и доведено «до ума» иностранными коллегами. К тому же Попов не патентовал свою работу.

Безусловно, вклад Попова в развитие радио нельзя недооценивать. Однако считать его единственным изобретателем радио неверно. Мнение, что Александр Попов изобрел радио, во многом было навязано пропагандой СССР, когда все возможные и невозможные изобретения пытались приписать советскому союзу.

Также противостояние вели Тесла и Маркони. Никола Тесла утверждал, что провел эксперименты по беспроводной передаче сигнала раньше 1896 года, когда это сделал Маркони. Однако Маркони, обладавший коммерческой жилкой, успел запатентовать изобретение первым.

Заслуга этого человека в том, что именно он смог найти прежде лишь теоретическим идеям действительно широкое практическое применение.

Настоящей сенсацией в 1901 году стала передача радиосигнала на расстояние 3200 километров. Тогда многие ученые считали, что радиоволна не может распространиться на такую дальность из-за шарообразной формы Земли.

Что такое радиоволна

Волна – это колебание. Морская волна – это колебание поверхности воды.

А радиоволна – изменение электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве.

Так же как и свет, радиоволны представляют собой электромагнитное излучение. Разница лишь в частоте и длине волны. Скорость распространения радиоволны в вакууме равна примерно 300000 километров в секунду.

Ниже приведем весь спектр электромагнитных колебаний и покажем место радиоволн в нем.

Радиоволна – это сигнал. То, что передает информацию. Радиоволны делятся на диапазоны: от субмиллиметровых до сверхдлинных. Для каждого диапазона волн характерны свои особенности распространения.

Например, чем больше длина волны и чем меньше частота, тем больше волна способна огибать преграды. Длинные волны огибают всю планету.

Все маяки и спасательные станции настроены на волну длиной 6 метров и частотой 500 кГц.

Средние волны подвержены поглощению и рассеиванию сильнее. Длина их распространения – около 1500 км. Короткие волны проходят небольшие расстояния, их энергия поглощается поверхностью планеты.

Как» работают» радиоволны. Принцип распространения радиоволн

Прежде чем разбираться с самим радио, нужно уточнить еще несколько моментов. Как именно передается информация.

Как передается информация. Модуляция

Возьмем электромагнитную волну. Она представляет собой синусоиду, колебания векторов напряженности магнитного и электрического полей. «Где же здесь информация?» спросите вы, и в этом вопросе есть резон.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Сама по себе синусоида не несет никакой информации. Для передачи данных используется модуляция сигнала. Есть разные виды модуляций:

  • амплитудная;
  • фазовая;
  • частотная;
  • амплитудно-частотная.

Например, аббревиатура FM означает frequency modulation – частотная модуляция.

Модуляция – это изменение одного из параметров сигнала.

Частотная модуляция – это изменение частоты. Амплитудная – соответственно, амплитуды. Конечно, изменение не простое, а несущее в себе информацию.

У нас есть несущий сигнал (несущее колебание) и информационный сигнал (речь, звук, музыка). Модуляция несущего сигнала позволяет зашифровать в нем информацию. Причем параметр этого сигнала изменяется в соответствии с информационным сигналом.

Далее будем рассматривать частотную модуляцию, так как FM-радиостанции – самые популярные, а говорить приятнее о том, что привычно. При частотной модуляции сигнал не изменяется по амплитуде. В соответствии с изменениями уровня информационного сигнала меняется частота несущего колебания.

Вот как это выглядит:

Принцип работы частотной модуляции

Как работает радио

Простейший радиоприемник содержит приемник и передатчик. Передатчик должен отправить сигнал, а приемник – принять его.

При этом приемник не просто передает, а кодирует сигнал, применяя модуляцию. Передатчик также должен произвести обратное действие, то есть раскодировать сингал. И вот тогда мы получим тот же сигнал, что нам передали.

Например, вы едете в маршрутке, где водитель слушает радио «Шансон». Лето, жара, дачники, ехать еще несколько часов… В общем, красота, да и только. Но не будем отвлекаться! По радио звучит очень душевная песня.

Когда говорят «95.2 FM», подразумевают ультракороткую радиоволну с несущей частотой 95.2 Мегагерца.

Спектр ее сигнала имеет примерно такой вид. Это – информационный сигнал.

Чтобы передать его на расстояние, эту информацию нужно зашифровать. Передатчик на радиостанции отправляет несущую синусоидальную волну в пространство, проводя частотную модуляцию.

Приемник в кабине у водителя, наоборот, выделяет из пришедшего сигнала полезную составляющую. Далее сигнал отправляется на усилитель, с усилителя — на динамик. Как следствие – все счастливо путешествуют под музыку!

Читайте так же:  Может ли работодатель навязать зарплатную карту

Зная принцип действия радио, можно при желании самостоятельно собрать радиоприемник из простых компонентов. Как это сделать с помощью картошки – узнаете из видео. Сразу скажем, сами не проверяли, но если вы попробуете — расскажите нам, как получилось. А если перед вами задачка посложнее и нужна помощь в ее решении обращайтесь в студенческий сервис.

Источник: http://zaochnik-com.ru/blog/fakty-o-radio-istoriya-teoriya-princip-raboty/

Общая характеристика и принцип работы приводных радиостанций

Маркерный радиомаяк МРМ-70 (30 мин).

общая характеристика и принцип работы приводных радиостанций

Приводные радиостанции – это радиопередающие устройства, работающие в диапазоне средних волн и предназначенные для совместной работы с самолетными радиопеленгаторами (автоматическими радиокомпасами). Для использования на борту самолетов приводных радиостанций экипажу должны быть заранее известны координаты радиостанции, частота излучения, позывной, режим и время работы.

С помощью простейшей радионавигационной системы «приводная радиостанция – радиокомпас» можно решать следующие задачи самолетовождения: выполнять полет от радиостанции и на радиостанцию в заданном направлении; определять момент пролета радиостанции или ее траверса; выполнять заход на посадку.

В зависимости от решаемых задач и расположения на местности приводные радиостанции подразделяются на отдельные и аэродромные посадочные.

Рис. 1. Определение КУР и пеленга ЛА в РНТ

Отдельные приводные радиостанции устанавливаются в определенных точках на местности, маркирующих входы и выходы воздушных коридоров, воздушных зон или пунктов излома воздушных трасс, и предназначены для самолетовождения на маршрутах и привода самолетов в соответствующие радионавигационные точки (рис.1).

Аэродромные посадочные приводные радиостанции устанавливаются в зоне аэродрома на продолжении оси взлетно-посадочной полосы и предназначены для привода самолетов на аэродром посадки и обеспечения последующего предпосадочного маневра с выдерживанием посадочного курса (рис.2).

Приводные радиостанции передают позывные сигналы кодом Морзе. ДПРМ присваивается двухбуквенный позывной, а БПРМ – однобуквенный (первая буква позывного ДПРМ).

Автоматический радиокомпас предназначен для автоматического измерения курсового угла приводной радиостанции. Сигналы приводной радиостанции, принятые антеннами АРК,

поступают в приемник, преобразуются и поступают на прибор-индикатор КУР, а также на головные телефоны.

Рис. 2. Привод ЛА на аэродром
Видео (кликните для воспроизведения).

Стрелка индикатора КУР указывает направление на радиостанцию, а по позывному приводной радиостанции экипаж определяет принадлежность приводной радиостанции данному аэродрому.

Кроме того, при выходе из строя командной УКВ-радиостанции на борту ЛА руководитель полетов с помощью системы «приводная радиостанция-радиокомпас» может передать на борт ЛА необходимые команды. В этом случае руководитель полетов дает указание дежурной смене приводной радиостанции на включение 21-го канала.

При этом включается на прием УКВ-радиостанция, находящаяся в аппаратной приводной станции, приводная станция переводится в режим работы СВЯЗЬ, выход приемника УКВ-радиостанции подключается на вход модулятора приводной станции. Команда руководителя полетов ретранслируется с командно-диспетчерского пункта на борт летательного аппарата.

Приводные радиостанции имеют два навигационных режима работы: ПРИВОД и СВЯЗЬ, Основным режимом работы является ПРИВОД. При работе в этом режиме обеспечивается автоматическая подача позывных, и используются следующие электрические режимы работы: телеграфный, тональный и телефонный.

В телеграфном режиме позывные передаются манипуляцией по телеграфной азбуке тона, модулирующего по амплитуде колебания несущей частоты. В тональном режиме станция работает также, как и в телеграфном, но мощность излучения меньше. В телефонном режиме колебания несущей частоты модулируются напряжением от микрофона и напряжением тонального генератора в момент подачи позывных. При работе на привод в любом режиме работы колебания несущей частоты не прерываются, и по позывным на самолете извлекается информация о курсовом угле радиостанции. Таким образом, обеспечивается устойчивая работа АРК.

Режим СВЯЗЬ используется для установления связи с самолетами в случае отказа самолетных или наземных УКВ-радиостанций. При работе на связь передатчик может работать как в телеграфном (с разрывом несущей), так и в телефонном режиме.

Наличие в составе приводной радиостанции приемника средневолнового диапазона и УКВ-радиостанции позволяет использовать их в качестве связных радиостанций для передачи и приема информации между штабами, а также для ретрансляции команд с КДП на борт ЛА при отказе бортовой УКВ-радиостанции.

Источник: http://helpiks.org/5-19768.html

Дисциплина и правила ведения радиосвязи. Техническое обслуживание радиостанций

Дисциплина связи есть точное и четкое соблюдение личным составом ГПС установленного порядка ведения обмена сообщениями в радиосетях. Она достигается знанием и четким выполнением правил установления связи, ведения переговоров и их регистрации, неукоснительным выполнением требований, регламентирующих эксплуатацию средств связи и установлением контроля за использованием их по назначению. Обмен сообщениями должен быть кратким.

К нарушениям дисциплины связи относятся: передача сведений, не подлежащих оглашению, переговоры частного характера, переговоры с радиокорреспондентами, не назвавшими свои позывные, разглашение позывных и рабочих частот.

С целью поддержания технических средств в постоянной готовности к действию проводится проверка радиосвязи. Проверка радиосвязи осуществляется путем вызова и ответа на вызов. Качество связи оценивается по пятибалльной системе. 5 — отличная связь (помехи не прослушиваются, слова разборчивы), 4 — хорошая связь (прослушиваются помехи, слова разборчивы), 3 — удовлетворительная связь (сильно прослушиваются помехи, разборчивость недостаточна), 2 — неудовлетворительная связь (помехи настолько велики, что слова разбираются с трудом), 1 — прием невозможен.

При плохой слышимости и неясности труднопроизносимые слова передаются по буквам, при чем каждая буква передается отдельным словом согласно следующей таблице:

А Анна Л Леонид Ц Цапля
Б Борис М Михаил Ч Человек
В Василий Н Николай Ш Шура
Г Григорий О Ольга Щ Щука
Д Дмитрий П Павел Э Эхо
Е Елена Р Роман Ю Юрий
Ж Женя С Семен Я Яков
З Зинаида Т Татьяна Ы Еры
И Иван У Ульяна Ь Мягкий знак
Й Иван краткий Ф Федор Ъ Твердый знак
К Константин Х Харитон

Установление радиосвязи осуществляется по форме: «Ангара! Я Сокол! Отвечайте», «Сокол! Я Ангара! Прием!».

Читайте так же:  Семейный кодекс алименты на содержание родителей

При необходимости передачи сообщений вызывающий абонент после установления связи передает его по форме: «Ангара! Я Сокол! Примите сообщение» (далее следует текст), « Я Сокол, прием!» О приеме сообщения дается ответ по форме: «Сокол! Я Ангара (повторяется текст сообщения), Я Ангара, прием!»

Об окончании связи оператор уведомляет словами: «Конец связи». Передача должна вестись неторопливо, отчетливо, внятно. Говорить надо полным голосом, но не кричать, так как от крика нарушается ясность и четкость передачи.

Все радиостанции должны работать только на отведенных им частотных каналах. Работа на других частотных каналах, за исключением случаев вхождения в радиосети служб жизнеобеспечения запрещается.

Позывные радиостанций назначаются. Применение произвольных позывных категорически запрещается. Прежде чем начать передачу радиокорреспондент путем прослушивания на частоте своего передатчика должен убедиться в том, что данная частота не занята другими абонентами сети.

Вмешиваться в радиообмен между двумя радиостанциями разрешается только главным радиостанциям и радиостанциям, работающим на месте пожара, аварий для вызова дополнительных сил и объявления повышенного номера пожара.

Техническое обслуживание (ТО) радиостанций проводится с целью поддержания их технических и эксплуатационных характеристик. .

Объем и периодичность выполнения мероприятий по техническому обслуживанию определяются специальными инструкциями по техническому обслуживанию.

В пожарной охране установлена следующая периодичность технического обслуживания: ТО № 1 – ежедневное; ТО № 2 – еженедельное; ТО № 3 – квартальное; ТО № 4 – сезонное.

ТО № 1 проводится на радиостанциях, работающих непрерывно или с перерывами не более одних суток, личным составом (пользователями радиостанций) при приеме и сдаче дежурства и предусматривает выполнение следующих основных работ: внешний осмотр, состоящий из проверки состояния корпуса, нет ли на нем царапин, пробоин, вмятин, повреждений окраски и покрытий; состояния переключателей, четкость надписей и обозначений; состояния разъемов, контактных клемм, индикаторов, гарнитуры; чистку радиостанции без вскрытия, путем удаления пыли и грязи с корпуса и составных блоков; проверку надежности креплений и всех соединений; проверку работоспособности радиостанции в эксплуатируемых режимах.

ТО № 2 проводится на радиостанциях, работающих непрерывно или с перерывами более одних суток (допускается выключение радиостанции на период выполнения работ по обслуживанию при соответствующем согласовании) личным составом, за которым закреплены эти радиостанции.

ТО № 2 предусматривает выполнение на радиостанциях следующих основных работ: работу в объеме ТО № 1; проверку и при необходимости чистку контактов соединительных разъемов без вскрытия блоков и монтажа; смазку вращающихся элементов без вскрытия блоков; проверку работоспособности аппаратуры во всех режимах по встроенным приборам и индикаторам.

ТО № 3, ТО № 4 предусматривает выполнение на радиостанциях мероприятий, требующих соответственной профессиональной технической подготовки. Работы в объеме ТО № 3, ТО № 4 выполняются специалистами службы связи пожарной охраны.

7.ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.

Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:

§ выезд и следование к месту вызова;

§ ликвидацию горения и выполнение специальных работ;

§ следование в часть.

При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.

При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.

Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.

Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.

Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.

Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает «Наставление по технической службе ГПС МВД России».

Источник: http://helpiks.org/7-54028.html

Устройство и работа радиостанции

Самым сложным из всех радиосредств серии «Фазан-19» является «Фазан-19Р50», остальные радиосредства являются его частным случаем. Поэтому рассмотрим принцип действия и взаимодействие составных частей этого приёмопередатчика, затем опишем отличия остальных радиосредств от базовой модели.

Режим приёма

В режиме приёма входной сигнал с антенны через электронный ВЧ коммутатор усилителя мощности поступает на радиоприёмное устройство (блок ПРМ-У), где происходит фильтрация и усиление ВЧ сигнала, преобразование его в первую ПЧ, усиление и фильтрация сигнала ПЧ1, преобразование в сигнал второй ПЧ, усиление и демодуляция сигнала ПЧ2, доведение НЧ сигнала до необходимых уровней для подачи на динамик и в АКДУ центра УВД.

Блок ПРМ-У

Блок ПРМ-У состоит из трёх плат:

— приёмник-синтезатор — плата ПРМ-СИНТ;

— плата управления приёмопередатчиком — УП;

— плата клавиатуры и индикации – КИ.

Плата УП совместно с платой КИ обеспечивает весь алгоритм функционирования радиосредств.

Плата ПРМ-СИНТ обеспечивает селекцию и усиление принимаемых высокочастотных (ВЧ) АМ сигналов, двойное преобразования их в сигналы ПЧ1 (21,4 мГц) и ПЧ2 (455 кГц), усиление и демодуляцию с целью выдачи электрического аналога принятого сообщения с необходимыми параметрами.

Также плата ПРМ-СИНТ вырабатывает сигнал обнаружения несущей (СОН), необходимый для работы системы ПШ платы управления.

В плате осуществляется контроль работы приёмника и синтезатора.

Приёмник имеет непрерывную и принудительную системы контроля. Непрерывный контроль основан на зависимости сигнала АРУ от уровня входного РЧ сигнала и охватывает преобразователь сигнала, усилитель сигнала гетеродина, тракты ПЧ1 и ПЧ2.

Читайте так же:  Исковое в суд на алименты образец

Принудительная система контроля

производит тестирование всей платы. Она основана на сравнении собственного шума приёмника платы ПРМ-СИНТ с шумами встроенного генератора шума.

Контроль исправности синтезатора производится по наличию синхронизации в кольце ФАПЧ.

В состав платы

ПРМ-СИНТ входят:

— синтезатор частоты (гетеродин).

Радиоприёмное устройство

включает в себя:

— усилитель первого гетеродина (УГ);

— первый преобразователь частоты;

— два коммутируемых высокоизбирательных усилителя ПЧ1 с полосами пропускания (Fлт) 18 и 8 кГц;

— тракт ПЧ2 с коммутируемыми фильтрами и демодулятор;

— формирователь строба (увеличивает быстродействие срабатывания ПШ при снятии сигнала на входе приёмника).

Принцип работы радиоприёмного устройства.

Модуль усилителя ВЧ.

Входной РЧ сигнал в рабочем диапазоне частот поступает на входной фиксированный p-i-n диодный аттенюатор V1 – V4, а затем на регулируемый p-i-n диодный аттенюатор V5, V6. Аттенюатор V1 – V4 служит для ухудшения чувствительности приёмника и включается по команде «ВКЛ АТТЕН» при работе в сложных условиях ЭМС, а аттенюатор V5, V6 поддерживает постоянный уровень РЧ сигнала при изменении напряжения на входе приёмника (функция АРУ РЧ). Кроме этого в режиме передачи для защиты входных каскадов приёмника аттенюатор V5, V6 запирается. Запрет для прохождения управляющего напряжения АРУ РЧ через усилитель D13.2 осуществляется компаратором D 13.1 платы ПРМ-СИНТ по команде «ВКЛ ИЗЛ».

Далее РЧ сигнал поступает на однокаскадный усилитель на транзисторе V12 с двумя парами связанных контуров (L7, L8, C14, L9, L10, C16, V10 и L13, L14, C22, L15, L16, C27,V11). Для увеличения динамического диапазона усилитель выполнен по схеме с общей базой (ОБ). Перестройка осуществляется электронным путём с помощью варикапов V10, V11.

Для осуществления режима принудительного контроля в усилитель ВЧ введён генератор шума (ГШ) на диоде V7 (который блокируется в режиме приёма диодом V9).

Усилитель первого гетеродина, тракты ПЧ1, ПЧ2, НЧ.

Сигнал первого гетеродина поступает через согласующий аттенюатор (R201, R202, R203) на однокаскадный усилитель с ОБ на транзисторе V203 с парой связанных контуров L12, L13, C201 и L14, L15, C203 (полосовой фильтр). Фильтр подавляет шумы и побочные колебания гетеродина, чем улучшает чувствительность приёмника и повышает ослабление сигналов по побочным каналам приёма. Перестройка контуров осуществляется с помощью варикапов V201, V202.

Отфильтрованный и усиленный сигнал гетеродина поступает на дополнительный усилитель на комплектарных транзисторахV204, V205, построенный по двухтактной схеме.

Для контроля наличия сигнала гетеродина используется детектор, выполненный на диоде V206.

Сигналы с выходов УВЧ и УГ поступают на смеситель D201 для первого преобразования частоты.

С выхода смесителя сигнал ПЧ1 распределяется на два канала.

При шаге сетки частот 25 кГц сигнал поступает на кварцевый фильтр Z2 через открытый p-i-n диодный аттенюатор V2 (канал 18 кГц), а при шаге сетки частот 8,33 кГц – на кварцевый фильтр Z1 через открытый p-i-n диодный аттенюатор V1 (канал 8 кГц). Команда управления аттенюаторами формируется компаратором D10. Высокоизбирательные фильтры Z1, Z2 выделяют полезное колебание 21,4 МГц.

Следующие за фильтрами усилительные каскады на полевых транзисторах V10 и V10 предназначены для их согласования с нагрузкой и дополнительного усиления сигналов в трактах, доводя их до уровня, необходимого для работы микросхемы D6. Данная микросхема с внешними элементами содержит усилитель ПЧ1 с АРУ, преобразователь ПЧ2, усилитель ПЧ2 с АРУ, амплитудный детектор, усилитель НЧ, усилитель АРУ.

Селекция сигнала ПЧ2 осуществляется коммутируемыми пьезокерамическими фильтрами Z7 (канал 18 кГц) и Z8 (канал 8 кГц). Переключение фильтров осуществляется электронными ключами микросхемы D5.

В качестве второго гетеродина используется кварцевый генератор на транзисторе V5, выполненный по схеме емкостной трёхточки, с частотой генерации 20945 кГц.


С выхода микросхемы D6 звуковой сигнал проходит через фильтр НЧ и регулируемый усилитель D10 на выход платы.

Формирователь СОН и строба

Формирователь СОН вырабатывает заданное постоянное напряжение при поступлении на вход приемника сигнала превышающего уровень порогового значения.

Порог срабатывания регулируется в соответствии с требуемым соотношением с + ш / ш на входе радиоприемника.

Программирование порога срабатывания ПШ возможно в диапазоне соотношения сигнал/шум от 6 до 18 дБ с дискретом 2 дБ. Рекомендуемое значение -10 или 12 дБ, при этом порог срабатывания ПШ соответствует чувствительности приёмника. Значение порога ПШ, равное 6 дБ, может устанавливаться для обеспечения радиосвязи с удалёнными воздушными судами. Высокие значения порога ПШ повышают устойчивость приёмника к воздействию внешних помех при отсутствии полезного сигнала по основному каналу приёма.

Следует помнить, что изменение порога ПШ не изменяет чувствительность, динамические и избирательные свойства приёмника, а только изменяет пороговые значения входного сигнала (RSSI), при которых срабатывает система ПШ, т.е. происходит запирание тракта НЧ.

Формирователь строба увеличивает быстродействие срабатывания ПШ при снятии сигнала на входе радиоприёмника.

Схема формирования сигнала отказа платы построена по принципу сравнения напряжения АРУ с термокомпенсированным эталонным напряжением, формируемым диодом V14. При снижении усиления приёмника напряжение АРУ уменьшается ниже заданного уровня и компаратор D7.2 выдаёт сигнал отказа платы.

Управление частотой настройки приёмника осуществляется путём выдачи управляющих напряжений на УВЧ приёмника и усилитель гетеродинного колебания, а также формирования управляющих сигналов, обеспечивающих настройку гетеродина приёмника на частоту, кратную 8,3(3) кГц.

Кроме того, в плате ПРМ-СИНТ находится энергонезависимое репрограмируемое запоминающее устройство (РПЗУ), в которое записывается калибровочная информация.

Синтезатор частоты (гетеродин) включает в себя:

— микросхему (БИС) синтезатора частоты;

— опорный кварцевый генератор;

— делитель частоты опорного генератора;

-два переключаемых генератора, управляемых напряжением (ГУН);

— высокочастотный (ВЧ) разветвитель.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 993 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://helpiks.org/7-43075.html

Устройство и работа радиостанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here